Для общественного транспорта хотят ввести так называемую оплату за транспортную работу, от которой должны выиграть и пассажиры, и перевозчики. Новая модель позволит ввести единый билет на все виды транспорта, включая маршрутки, и урегулировать спорный вопрос перевозки льготников. Возможные изменения нового принципа оплаты для перевозчиков обсуждали 20 февраля в Министерстве инфраструктуры.
«Хмарочос» выяснял, чего ожидать от возможных изменений в законодательство и как это может повлиять на жизнь горожан.
Как город влияет на работу перевозчиков
Согласно постановлению Кабмина, город сегодня определяет перевозчиков по конкурсу и подписывает с ними договор на срок от 3 до 5 лет. В случае нарушения условий может расторгнуть договор, но это в основном означает закрытие маршрута. Так что городская власть никак реально не может повлиять на перевозчиков.
Как ездится пассажирам
Пассажир может пользоваться коммунальным транспортом (автобусами, трамваями и троллейбусами), а также частными маршрутками, которые могут полностью или частично дублировать маршруты коммунального транспорта.
И если за работу коммунального транспорта знают с кого спрашивать, к тому же с оплатой проезда более-менее разобрались, то к маршруткам возникает много вопросов.
Часто они бывают в плохом состоянии, принимают только наличные, не предусматривают скидок и проездных, неохотно берут льготников и т. д.
Как работается перевозчикам
Перевозчик сегодня сам выбирает маршрут и может немного видоизменять уже имеющийся. Он работает на условиях самоокупаемости, поэтому рентабельность таких маршрутов напрямую зависит от количества пассажиров.
Из-за этого часто происходят случаи дискриминации льготных категорий населения, спонтанная отмена вечерних рейсов, нарушение правил дорожного движения, «гонки» между различными перевозчиками, которые конкурируют за пассажиров на остановках.
Для пассажиров
Поскольку перевозчику будут платить только за полноценную и вовремя оказанную услугу, ожидается, что пассажир получит качественную услугу, а льготные категории населения перестанут вызывать раздражение у частных компаний. Также появится возможность единой системы оплаты, независимо от того, едет человек в частном или коммунальном транспорте. А еще транспорт, независимо от того, частный он или коммунальный, будет соответствовать стандартам, которые утверждает городская администрация.
Для города
Город вместо конкурса будет объявлять тендер на Prozorro, что позволит перейти от конкуренции компаний к конкуренции их услуг. Городские власти централизованно будут собирать вырученные за проезд средства с помощью электронного билета, а потом покрывать расходы перевозчика плюс обеспечивать их прибыль. Такой механизм позволит точно рассчитать необходимую сумму выплат перевозчикам. Качество услуг будут контролировать с помощью GPS-мониторинга каждого рейса.
У города наконец появляется возможность влиять на работу перевозчиков, планировать и согласовывать маршруты, убирая совсем непопулярные или дублирующиеся, а также контролировать состояние и вид общественного транспорта любой формы собственности.
Город также сможет ввести действительно единый билет, который будет работать во всем общественном транспорте, независимо от формы собственности. А потом появится возможность сделать более гибкую систему тарифов, в том числе и билеты на определенное время — то есть пассажиру не нужно будет платить отдельно при каждой пересадке.
Для перевозчика
Перевозчик наконец перестает зависеть от количества пассажиров и получает плату за выполненную работу, с него снимают сбор и учет наличности. Он мотивирован качественно и в полном объеме выполнять план согласно расписанию и видением заказчика.
Александр Шерстюк, совладелец компании «Универсал-Транс», которая оперирует 19 маршрутам в Киеве и тремя пригородными, назвал такие нововведения желанными.
«Это обеспечит равные условия для частных перевозчиков и коммунального транспорта. Когда прибыль зависит от эффективности, то конкуренция реальна. И я уверен, что частный перевозчик от этого получит значительное преимущество. Потому что сейчас мы работаем в дискриминационной ситуации, когда коммунальные предприятия получают дотации и средства, скажем, за льготников, а частные — нет, хотя обязаны предоставлять им льготный проезд. Поэтому для нас это давно ожидаемые изменения», — рассказывает Александр Шерстюк.
Сейчас пакет законов находится на стадии обсуждения и пока публично не обнародован.
Если закон примут, основной задачей перевозчика станет ездить по графику и схеме движения, основной задачей городской власти — собирать и распределять вырученные средств, анализировать данные о количестве пассажиров и оптимизировать маршруты, а пассажиру наконец выпадет возможность, по выражению члена рабочей группы по разработке законодательных изменений в общественном транспорте Дмитрия Ткачука, «доехать украинской маршруткой в Европу».
Напомним, с 1 апреля переформатируют систему оплаты проезда в коммунальном транспорте. Параллельно с Kyiv Smart Card вводятся новые виды проездных билетов, в том числе безлимитные и посуточные. Как пользоваться электронным билетом — смотрите в видеоинструкции. Для одной поездки придется покупать QR-билет. Где его купить и как пользоваться — читайте здесь.