Пока министр инфраструктуры Владимир Омелян грозится отменить железнодорожное сообщение в Россию, поезда на Москву остаются одними из самых популярных в Украине. В частности, как это ни парадоксально, всегда переполнен состав из Львова.
Ежедневно в Москву из столицы Западной Украины отправляется 9 вагонов на 416 мест. Покупать билеты желательно заранее, 17 августа, например, осталось четыре купейных билета на 20 августа. А потом есть места уже только с 31 августа. Поездка в купе стоит около 4 тысяч гривен, в плацкарте – 2,3 тысячи гривен.
По информации "Укрзализныци", за полгода в нем проехалось около 90 тысяч пасcажиров в одну сторону, в поезде "Киев – Москва", для сравнения, 64 тысячи человек. За первые шесть месяцев этого года львовский состав на Москву принес "Укрзализныце" 38 млн грн прибыли, став лидером по рентабельности среди всех составов.
74-й состав на Москву отправляется с главного железнодорожного вокзала Львова в 10 утра. К вагонам на посадку подходят в основном мужчины с котомками и кравчучками. Но есть и женщины с детьми.
"Поезд всегда забит, свободных мест не бывает. Одни едут на заработки, другие – в гости к родственникам в Россию. Если отменят это направление, люди (а это десятки тысяч человек) все равно найдут путь, как добраться в Москву. Будут ездить автобусами через Беларусь. Но это же куча неудобств. А кто у нас когда-то думал о людях? С Россией конфликт уже пятый год, а об отмене заговорили только сейчас. Почему? Выборы скоро, нужно пиариться", – сказала "Стране" проводница "львовско-московского" поезда, которая пожелала сохранить анонимность.
По словам ее коллеги-проводника из того же поезда, основной контингент пассажиров – гастарбайтеры из Западной Украины. Жители Львовщины, Франковщины, Тернопольщины, Закарпатья часто ездят на заработки в Россию. В основном – на стройки и ремонты квартир.
"Некоторые считают, конечно, что ехать в поезде на Москву, а тем более на работу, – это "зрада". Приходилось даже откручивать с вагонов таблички с надписью "Львов – Москва", чтобы лишний раз никого не раздражать (только в окнах некоторых вагонов оставили). О чем обычно говорят пассажиры? Про политику, про Россию как-то не слышал разговоров. Обсуждают работу, зарплату, как устроиться в Москве. Многие ездят в этом поезде годами, с кем-то завязалось знакомство. Нормальные хлопцы, работяги. Жить всем как-то надо. Если в Московии есть работа и платят, то люди туда будут ездить", – признается проводник.
Среди галичан тем временем противоречивые мнения о поезде на Москву и о намерении его отменить.
"Я лично никогда не ездила в Россию, меня это не волнует, но, по моему мнению, это нужно было делать сразу, как только началась война. Интересно, почему именно сейчас?" – задается вопросом Светлана Лаврынцив.
"С самого начала был проект "Стена", который как-то вяло строили, что из этого вышло? Вот такая и вся политика нашей горе-власти. Это политические импотенты или просто аферисты?" – рассуждает Тарас Онишко.
Отдельно обсуждают пассажиров московского поезда, которые ездят на заработки в Россию.
Одни осуждают, как они выражаются, "хрунив" (так на Галичине называют идейных предателей). Иронизируют, вот он, мол, львовский патриотизм.