Расширение базы налогообложения по транспортному налогу фактически устанавливает новый принцип налогообложения – "на бедность", и именно те граждане, которые не имеют возможность поменять транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, автобус), будут вынуждены платить налог по повышенным ставкам.
Об этом сайту "Сегодня" рассказала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Юлия Дроговоз, комментируя нормы законопроекта №8487.
Как сообщалось, данный документ Верховная Рада приняла в первом чтении. В поправках к проекту решения предлагается облагать налогом все подержанные транспортные средства, начиная с мотоциклов и заканчивая автобусами. При этом, например, если автомобиль на бензине с двигателем 2200 см³ и ему пошел шестой год от даты производства, платежка от фискальной службы автовладельцу придет на сумму 660 гривен. И каждый год цифра будет больше. Так, на седьмой год это будет уже 1320 грн.
В то же время машина на дизеле с еще большим объемом двигателя станет вовсе невыгодной. Так, десятилетнее авто с объемом двигателя 3000 см³ обойдется владельцу в 9000 грн ежегодно. С двигателем на 1000 см³ – 3000 грн. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Украине 20 лет, цифры в платежках будут намного серьезнее: за старую машину на бензине, которой 19 лет с двигателем 1300 см³, хозяину авто придется каждый год платить 10 920 грн.
По ее словам, украинцев "искусственно подводят к приобретению новых автомобилей, и желательно отечественного производства", а в случае принятия документа во втором чтении инициатива в итоге все равно не пойдет на пользу украинскому автопрому и чиновникам, "поскольку украинцы найдут выход для себя, а отечественный автомобильный рынок понесет потери".
В свою очередь автоэксперт Александр Швец соглашается, что такие поправки к законопроекту являются сильным перекосом и, если эту норму одобрят в Раде, законодательная инициатива будет ощутимо бить по карману большинства автовладельцев, но проблема с б/у авто в стране все равно не решится.
Адвокат и автоэксперт Ярослав Куц тоже считает нормы законопроекта недальновидными, и напоминает, что не было полноценного общественного обсуждения этого документа.
По его словам, действительно предложенная концепция по налогообложению затронет социально незащищенные слои населения и средний класс, и, фактически, будет введен дополнительный налог. При этом, как говорит эксперт, непонятно, почему, борясь с незарегистрированными б/у иномарками, законодатель "не может честно сказать, что Украина (как член Всемирной торговой организации) не может регистрировать транспортные средства, которые ниже категории ЕВРО-5".
Отметим, в то же время, в пояснительной записке к законопроекту №8487 указывается, что законодательная инициатива направлена на урегулирование вопроса хаотичного ввоза в Украину иномарок на еврономерах, а документ "введет новую модель налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, позволит уменьшить стоимость новых ТС, создаст правовые и экономические условия для регистрации ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей в иностранной регистрации, и, как следствие, снизит уровень социальной напряженности по этому вопросу".
Также там упоминается о том, что до 16 мая 2008 года (дня вступления Украины в ВТО) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.
"После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких ТС. С 2010 г. введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО-3 (ЕВРО-4 с 2012 г., ЕВРО-5 с 2014 г.). В 2012 г. из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования на соответствие были перенесены: ЕВРО-3 с 2013 г., ЕВРО-4 – с 2014 г., ЕВРО-5 с 2016 г., и введен ЕВРО-6 с 2018 г. В 2017 г. требования на соответствие ЕВРО-6 были перенесены на 2020 г.", – говорится в документе.
Кроме того, в пояснительной записке подтверждается, что, по сути, в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО-5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей, а "действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно".
Тем не менее, комментируя сайту "Сегодня" перспективы принятия законопроекта с поданными правками, управляющий партнер Национальной антикризисной группы, эксперт Тарас Загородний спрогнозировал, что документ с предложенными инициативами и в нынешней редакции принят в ближайшее время не будет.
Но, по словам эксперта, проблематику регистрации б/у иномарок нужно будет решать в любом случае, потому что "существующие вне правового поля машины в Украине – нонсенс".